Детская музыкальная школа, Москва  

Новости образования - ГОУ Детская Музыкальная Школа №86 в Олимпийской Деревне (г. Москва)
       

У нас публикуются


Наша реклама


Разделы

IT «

Пресс-релизы

Александра Коновалова: графика рубежа 1910-х годов на выставке в ЦДХ

На персональной выставке художницы начала XX в. в ЦДХ экспонируется более 40 работ, датируемых 1910-ми годами. Галерея «Веллум», частью специализации которой как раз является представление по ряду причин забытых или вовсе особо неизвестных имен русских художников, уже делала тематическую выставку Александры Коноваловой в рамках прошлогоднего осеннем Антикварного Салона.
Настал черед более полно представить публике творчество замечательной русской художницы – ученицы Врубеля, Нивинского, Шехтеля. Нам отлично известны многие имена из эпохи декаданса, ознаменовавшейся в российском искусстве расцветом символизма. Михаил Врубель, Александр Бенуа, Виктор Борисов-Мусатов, Наталия Гончарова – в живописи; Вячеслав Иванов, Сергей Надсон, Анна Ахматова, Осип Мандельштам – в поэзии; Александр Скрябин и Сергей Рахманинов – в музыке; Вацлав Нижинский и Ида Рубинштейн – в балете. В это же самое время существовали удивительные художники, не участвовавшие в бурной выставочной деятельности, не входившие в объединения и группы, но не менее интересные, создававшие произведения не меньшей художественной силы, чем именитые мастера. Одним из таких творцов является Александра Сергеевна Коновалова.
Она родилась в Москве в 1883 году. Под влиянием поэтических настроений и суфражистских стремлений к самостоятельности, шестнадцатилетней барышней Коновалова поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на курс стилизации цветов. В МУЖВЗ Коновалова учится одновременно с П.Уткиным, Н.Милиоти, Н.Сапуновым, П.Кузнецовым, поступившими туда на два года раньше и создавшими знаменитую «Голубую розу». Коновалова в это объединение не вошла, но, безусловно, среда была общей.
Любовь Агафонова (искусствовед, директор галереи «Веллум») так написала об истоках творчества художницы: «В первую очередь огромное влияние на творчество Коноваловой, конечно, оказал Михаил Врубель…Мифотворчество, культ удивительного, балансировавшего на грани яви и сна, то, что отличается от религиозной и бытовой нормы, аффективность ужаса или уныния, характерные для Врубеля, породили символистские образы у художников «Голубой розы», которые считали его своим учителем. Принципы искусства складываются при обращении к нематериальным средствам, а именно к музыке, к эпосу. Живопись становится не отображением истории или бытовой культуры, а чем-то надмирным. Вымысел и сон рождают хрупкие, эфемерные картины и чувства – от сакрального экстаза до эротического переживания. Для передачи этого ненужными становятся перспектива и глубина, четкое исполнение живописных канонов, плотность мазка. Напротив, главенствуют размытость, придающая легкий флер фигурам, прозрачность рисунка, плавность нечетких линий, подобно музыкальным фразам, – все, что может соотнести человеческая фантазия с предложенными художником эмоциями».
Естественным является соблюдение этих принципов и у Коноваловой. Она не только учится у Врубеля, она участвует как подмастерье в осуществлении его декоративных панно, исполняя черновую часть заказов. И после ухода великого художника из жизни Александра Коновалова продолжает писать, используя посыл учителя. В ее акварелях присутствует гармоничный синтез сказочного чувствования и прикладного исполнения, присущие Врубелю. Особенно это видно в сохранившихся эскизах Коноваловой к декоративным росписям. Ее глубокие знания русской и европейской мифологии, увлечение поэзией символистов породили интригующе загадочные образы, будто приоткрытое окно в иной мир с присущими той эпохе аффективными, мифологическими изысками.
Акварели Коноваловой рубежа 1900–1910-х годов – отражение художественной жизни, тонкие цитаты эпохи русского модерна. Длинные, словно дождевые нити, акварельные мазки («После объяснения», «Руслан и Людмила») сменяются их жемчужной прозрачностью («Золото Рейна», «Пленница Змея»). К концу десятых годов приверженность Коноваловой к новизне приводит к плакатной откровенности красочных композиций, к обобщению фигур («Беление холста»). Позднее, уже в тридцатые, подвергнувшись «антиформалистической атаке» официоза, художница становится твердым реалистом («Семья», «Обработка трески»), но тяга к мифотворчеству, любовь к сказочному и загадочному и тогда не покидает ее. Коновалова, живя на Чукотке, куда ее выбросила страшная реальность сталинской эпохи, обращается к мистической традиции аборигенов. Уже не мистифицируя образы, всего лишь изображая шаманов («Обрядовый танец»), она иллюстрирует сакральную жизнь Севера.
К сожалению, те крупицы информации, которые удалось собрать, не могут обстоятельно рассказать об Александре Коноваловой – удивительной художнице первой трети ХХ века, обстоятельствах ее жизни и смерти. Нам остались только ее акварели – замечательные произведения искусства, достойные занять место в истории культуры.

Галерея «ВЕЛЛУМ» Тел.: +7 (495) 776-33-31; 695-13-53 (доб.147)
http://www.vellum.ru/

Контактное лицо: Валерия Юрьева (написать письмо автору)
Компания: Галерея "Веллум" (все новости этой организации)
Добавлен: 23:41, 19.04.2009
Количество просмотров: 1615

Искусствоведы АлтГУ изучили художественный феномен живописи Сибири XX века, Алтайский госуниверситет, 21:38, 03.12.2025,
0
В издательстве Алтайского государственного университета опубликована коллективная монография «Технологические особенности произведений живописи Сибири ХХ века: комплексный анализ»


Фонд «Милосердие» поддержал юных артистов с проблемами зрения, благотворительный фонд социальной защиты "Милосердие"/фонд "Милосердие", 21:37, 03.12.2025,
0
В Липецке завершился социальный театральный проект для детей с нарушениями зрения, получивший грантовую поддержку от благотворительного фонда «Милосердие».


Премьера спектакля «Отелло», Московский областной театр драмы и комедии, 17:49, 27.11.2025,
0
Москва, 24 ноября 2025 – Московский областной театр драмы и комедии (МосОблДрама), флагманский театр Московской области, готовится представить грандиозную премьеру – «Отелло» Уильяма Шекспира. 29 ноября 2025 года зрителей ждет постановка, способная взорвать представления о классике, благодаря новаторской режиссуре Тамерлана Дзудцова, заслуженного деятеля искусств Южной Осетии.


28 ноября, пятница: В самом сердце столицы состоится открытие Читательского клуба ИстоРического РевиЗорРо!, ИстоРический РевиЗорРо, 12:28, 20.11.2025,
0
Читательский клуб распахнет свои двери в ресторане-галерее SIGNATURE ART, известном своей авторской европейской кухней, художественным оформлением блюд и высочайшим уровнем сервиса.


В Музеях Московского Кремля состоится концерт, посвященный музыке русского авангарда, Музеи Московского Кремля, 21:35, 18.11.2025,
0
C 12 по 26 ноября 2025 года в Музеях Московского Кремля проходит XI Музыкальный фестиваль «Посольские дары». В этом году проект приурочен к масштабной выставке «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность», посвященной 300-летию со дня кончины первого русского императора.



 

Релизы
Пресс релизы сегодняшнего дня
Архив пресс-релизов
Добавить пресс-релиз

Новости школы
Рассылка



Адрес школы


Москва, Олимпийская Деревня,
Мичуринский пр-т, д. 20 корп. 1

(495) 735-64-71
info@dmsh86.ru